«Газпром» имеет возможность быстро достроить «Северный поток-2»

У «Газпрома» есть возможность быстро достроить «Северный поток-2», но для этого придется обратиться к необычным для него строительным подрядчикам. Об этом пишет аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов в своей авторской статье, опубликованной Московским центром Карнеги.

Северный поток-2

«Конечно, в мире совсем немного инжиниринговых компаний, предоставляющих аналогичные услуги… Но они есть. Проблема для «Газпрома» тут скорее в том, что почти все компании-конкуренты и трубоукладчики зарегистрированы в связанных с Западом юрисдикциях, а не в странах-изгоях, для которых дополнительные американские санкции не стали бы чем-то из ряда вон выходящим», — пишет эксперт.

Компании, строящие морские газопроводы, в основном находятся в странах с традиционно сильной морской нефтегазодобычей. Речь идет о США, Великобритании, Нидерландах, Румынии, есть менее привязанные к национальной нефтегазовой промышленности компании из Италии, Франции, Швейцарии, есть восточный сектор с фирмами из ОАЭ, Малайзии, Китая, есть трубоукладчик даже в обложенном американскими санкциями Иране.

«И в России имеются такие суда: как минимум, это собственное судно «Газпрома» «Академик Черский», которое сейчас находится в порту Находки, и трубоукладочная баржа Fortuna компании МРТС («Межрегионтрубопроводстрой» — ред.), стоящая в порту Мукран на острове Рюген», — отмечает Капитонов.

Однако Fortuna, которая ранее уже участвовала в строительстве «Северного потока-2», не подходит для датского участка проекта по техническим требованиям регулятора. «Поэтому «Газпрому» придется или пригнать с Дальнего Востока собственное судно, или обратиться за помощью, например к китайским компаниям, которые более сдержанно относятся к санкционным угрозам со стороны США», — пишет эксперт.

Впрочем, считает Капитонов, подходящее судно можно попробовать купить через цепочку фирм. Так в свое время в СССР в условиях санкций США удалось осуществить сделку «газ – трубы». «Да, это дорого: судно-трубоукладчик может стоить и 300 млн долларов, и даже 500 млн. Но ржавеющая в водах Балтики труба финансово, репутационно да и символически гораздо хуже», — заключает он.

 

Другие варианты достройки газопровода «Северный поток-2» не очень подходят

Есть, правда, еще один вариант, но совершенно не подходит по срокам реализации. Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что ОСК может за 1,5-2 года спроектировать российское судно-трубоукладчик.

Но на его постройку уйдет еще 3-4 года. Этот корабль будет способен осуществлять такие работы, как прокладка газопровода «Северный поток-2». Но ждать 5-6 лет, чтобы достроить полторы сотни километров газопровода — это нонсенс.

«То есть, иными словами, в случае с «Северным потоком – 2″ разумнее всего будет найти оперативное решение проблемы вместо того, чтобы пытаться сделать что-то глобальное. В крайнем случае, я думаю, можно задуматься о закупке подобного судна», — пояснил эксперт. :///